Назад

Презентация отраслевого решения «БЭСТ-Автономное учреждение» в Калининграде

9 июня 2009 года в Калининграде состоялась презентация нового отраслевого решения «БЭСТ-Автономное учреждение». Решение «БЭСТ-Автономное учреждение» является совместным проектом компаний БЭСТ (Москва) и «Арина-Аудит» (Калининград): на базе информационной системы «БЭСТ-5», созданной Компанией БЭСТ, «Арина-Аудит» реализовала учетную технологию для учреждений данного типа.

Мероприятие было организовано в рамках проведенного практического семинара, посвященного реализации положений Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом № 148н Минфина РФ, в системе «БЭСТ-5. Бюджет» (версия 3.4). Презентация проводилась для главных бухгалтеров бюджетных организаций Светловского городского округа Калининградской области.

    

О выходе нового отраслевого решения «БЭСТ-Автономное учреждение», созданного на базе версии 3.4 информационной системы «БЭСТ-5», было официально объявлено ещё в декабре 2008 года. Тогда это решение выглядело экзотикой, опережающей время. Однако сегодня реорганизация в автономные учреждения является одной из самых актуальных задач для бюджетных структур всей страны.

Преобразование бюджетного учреждения в автономное – это прекрасный шанс для возможности его самостоятельного развития, для повышения его эффективности и в том числе для повышения заработной платы его сотрудников. Поэтому интерес к решению «БЭСТ-Автономное учреждение» проявляется не только в Калининградской области, где с июня 2008 года действует комплексная программа, рассчитанная на оптимизацию местного бюджетного сектора, но и во многих других регионах России, проводящих работу по созданию автономных учреждений.

О преимуществах нового отраслевого решения и об особенностях внедрения информационных технологий в автономных учреждениях редактор Интернет-проекта «БЭСТ на карте России» Юлия Жюкене попросила рассказать директора фирмы «Арина-Аудит», кандидата технических наук, заслуженного аудитора Российской коллегии аудиторов Ирину Беликову.

Ирина, добрый день! Тема нашей сегодняшней с Вами беседы актуальна для тех, кто работает или внедряет информационные технологии в бюджетных структурах. Не секрет, что ряд бюджетных организаций готовится к переходу в принципиально новое качество – к реорганизации в автономные учреждения. Очевидно, что переход в новый юридический статус неизбежно потребует перехода на новые методы автоматизации учета и управления. Поэтому давайте начнем с самого главного – кратко представим нашим читателям новое отраслевое решение «БЭСТ-Автономное учреждение», предназначенное именно для будущих «автономщиков», созданное по инициативе Вашей компании. Что это такое и в чем его основные «изюминки»?

Здравствуйте, Юлия. Правильнее сказать, что это решение – новое для всех регионов, кроме Калининградской области. На протяжении двух последних лет наша область ведет активную работу по переводу бюджетных структур в автономные учреждения. И уже в этом году десятки учреждений образования, культуры, социальной сферы и ряда других отраслей станут автономными учреждениями. И так как большинство «автономщиков» – не кто иные, как наши пользователи-бюджетники, с которыми мы «съели» не один пуд новых нормативов и инструкций по бюджетному учету, мы не могли оставить их «один на один» с проблемами перехода на новую форму хозяйствования и создали инструмент для учета и управления в новых условиях.

В решении «БЭСТ-Автономное учреждение» отражены все нюансы работы этого относительно нового для нашей страны юридического лица. Учет финансово-хозяйственной деятельности ведется на основе плана счетов для хозрасчетных организаций – именно так, как это предписано законодательством. При этом хозяйственные операции учитываются в двух ракурсах: для целей составления бухгалтерской отчетности и для целей налогообложения.

Замечу, что это решение адресовано двум категориям «автономщиков»: тем, кто будет использовать общую, и тем, кто будет использовать упрощенную систему налогообложения.

Как известно, автономное учреждение является некоммерческой организаций, но может «зарабатывать деньги» также, как и коммерческая организация. . Поэтому «БЭСТ-Автономное учреждение» позволяет обособленно учитывать:

  • средства, полученные в виде субвенций и субсидий для выполнения заданий учредителя и расходы, произведенные за счет этих средств;
  • доходы, полученные от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, и расходы, произведенные для обеспечения этой деятельности;
  • поступление средств целевого финансирования и их расходование;
  • недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.

Это – если коротко и схематично.

Ирина, но учет в автономном учреждении – это уже не бюджетный план счетов. Потребует ли, по Вашему мнению, новый порядок учета существенной перестройки работы бывшей бюджетной организации?

Знаете, самое главное – это то, что меняется статус учреждения, но не его профиль. Детские сады не превращаются в офисы и парикмахерские. Поэтому не надо переучивать персонал в связи с переходом на новый вид деятельности. Нам нужно только научить бухгалтерско-финансовую службу новым принципам учета.

Собственно говоря, для тех, кто ранее работал с программой «БЭСТ-Бюджет», есть ряд преимуществ. Прежде всего – это переход на решение «БЭСТ-Автономное учреждение» на особо льготных условиях, что немаловажно в условиях кризиса. И, кроме того, бухгалтерам не придется переучиваться работе с программой – всеми основными навыками они уже владеют. А если они чего-то не умеют, дело поправимое – мы всегда рядом.

И все же бухгалтерам автономных учреждений придется переходить с бюджетного плана счетов на хозрасчетный, что является существенным изменением в их работе. Насколько легко это будет сделать в решении «БЭСТ-Автономное учреждение»?

Каждый бухгалтер, получая базовое образование, изучал бухгалтерский учет именно хозрасчетных организаций. А знания по бюджетному учету приобретал позже. Поэтому данный переход – скорее возврат на базовый уровень своего образования. Конечно, как и все новое, потребуется определенный процесс привыкания. Но, уж если бухгалтер успешно справлялся с бюджетным планом счетов и особенно с новым – с его сложной структурой, то он, тем более, справится и с хозрасчетным.

Вопрос, который я Вам сейчас задам, волнует, наверное, каждого потенциального пользователя. Нужны ли какие-то дополнительные настройки решения «БЭСТ-Автономное учреждение», или оно является решением «под ключ»?

Думаю, что не нужны. Мы постарались продумать и настроить большинство вариантов. После установки программы можно начинать работать. Конечно же, пользователь должен ввести индивидуальные данные и обязательные реквизиты своего учреждения. За него это в любом случае никто не сделает. Но настраивать саму программу – нет необходимости.

Понятно, что освоить решение с Вашей помощью будет значительно проще. А можно ли бухгалтеру освоить его самостоятельно, и при этом находясь в другом городе?

Почему бы и нет? Это готовое решение, к нему есть обучающие слайды, на которых подробно проиллюстрированы технологии обработки документов на ключевых участках учета.

В поставку решения входит демонстрационная база с примером. Пример представляет собой просчитанную, проверенную, взаимоувязанную сквозную задачу, в которой охвачены все участки учета. И, наконец, есть руководство пользователя к самой программе БЭСТ.

Безусловно, решение можно освоить самостоятельно. Другое дело – как эффективней? Разумеется, с профессиональными консультациями проще. Практически в каждом регионе страны есть компании, профессионально работающие с программами БЭСТ. Поэтому бухгалтеры-пользователи могут обратиться и к ним.

Отмечу, что у автономного учреждения есть право принятия самостоятельных решений, в том числе и по выбору программного обеспечения, и по выбору сопровождающих его консультантов. И это надо использовать в своих интересах. Еще один важный совет – выбирая программу, в первую очередь надо ориентироваться на профессионализм тех, кто ее продает – т.е. на знание ими предмета, чтобы не остаться с купленной программой наедине.

Как быть, если в рамках уставной деятельности автономного учреждения появятся какие-то участки учета, не охваченные решением «БЭСТ-Автономное учреждение»?

Прежде всего, нужен реалистичный взгляд на вещи. При переходе бюджетного учреждения в автономное, оно вряд ли откроет у себя лесопилку или производственный цех. Но тем не менее, имеются модули, не вошедшие в стандартный состав решения «БЭСТ-Автономное учреждение». Вполне допускаю, что какая-то школа начнет продавать пирожки, выпекаемые в школьной столовой. Тогда, для учета этой деятельности, будет достаточно докупить модуль «БЭСТ-Питание».

А уж если в автономном учреждении так развернутся, что займутся и производством – будет достаточно докупить модуль «Производство». Но это, скорее, на будущее. На сегодняшний день возможностей решения «БЭСТ-Автономное учреждение» вполне достаточно. Если потребуется, с удовольствием поможем и с производством.

Ирина, мы обсудили практически все аспекты, связанные с решением «БЭСТ-Автономное учреждение». Что бы Вы хотели добавить к сказанному?

Хочу рассказать о возможности, которая порадует будущих пользователей, работающих в бюджетных структурах. В решении «БЭСТ-Автономное учреждение» наряду с хозрасчетным планом счетов, мы предусмотрели аналитику по КБК – кодам бюджетной классификации. Для многих это будет пока понятнее, даст возможности получения отчетов в любых разрезах. Ведь сегодня не угадать, какую отчетность от «автономщиков» могут потребовать и в каком разрезе. Право вводить необходимые дополнительные отчеты дано распорядителям бюджетов всех уровней – ведь именно они будут направлять бюджетные субсидии автономным учреждениям. На всякий случай, мы предусмотрели и это. И ещё многое, многое другое. Приходите к нам, к партнерам «Компании БЭСТ» – мы найдем правильное и нужное решение. Мы умеем работать на результат.

Ирина, благодарю Вас за подробный рассказ, расставляющий все точки над «i». Желаю Вам удач в продвижении и дальнейшем развитии решения «БЭСТ-Автономное учреждение».

Спасибо, Юлия, за интересные вопросы. У нас с Вами получилось руководство к действию. Теперь дело за «автономщиками», которые, я надеюсь, сделают правильный выбор!

 
 
 
Разработка, продвижение и сопровождение web-сайтов